Социальное сопровождение - деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе мезжведомственного взаимодействия.
Цель: организация комплексной помощи семьям, имеющим детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 3-х лет, с целью создания благоприятных условий каждой семье для возможности ранней психолого-медико-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создания условий для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка.
Задачи:
- оказание социально-медицинской, социально-педагогической, социально-психологической, социально-правовой, социально-бытовой помощи семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание психолого-педагогической помощи родителям, имеющих детей с проблемами развития, с целью повышения их активности в реабилитационном процессе;
- обеспечение взаимодействия между Центром и учреждениями системы социальной защиты, образования, здравоохранения, общественными организациями в оказании услуг семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 3-х лет.
Основные направления деятельности:
1. Информационно-координационное направление:
- выявление на территории обслуживания семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 3-х лет, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки; создание и обновление банка данных семей указанной категории;
- организация взаимодействия со структурами и учреждениями, задействованных в оказании медико-психолого-педагогической диагностики и коррекции отклонений у ребенка раннего возраста;
- разработка программы по социальному сопровождению семьи;
- разработка индивидуального маршрута для ребенка;
- привлечение социально-ориентированных некоммерческих организаций и волонтеров (при необходимости) с целью улучшения качества социализации семьи;
- мониторинг потребностей в государственных социальных услугах семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- мониторинг качества и доступности социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с участием пользователей услуг.
2. Психолого-педагогическое направление:
- предоставление консультативной психологической, педагогической, медицинской помощи родителям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, консультирование по телефону, дистанционно через сеть Интернет;
- разработка и выполнение индивидуальной программы сопровождения семьи;
- социальное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной индивидуальной программой;
- предоставление квалифицированной психолого-педагогической помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в социуме;
- анализ эффективности программы сопровождения, внесение в случае необходимости дополнений и изменений в разработанную программу;
- информационно-просветительская работа с родителями (предоставление информационной литературы по актуальным вопросам воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями).
3. Социально-медицинское направление:
- оказание содействия в получении социально-медицинских услуг (в том числе и в домашних условиях), в проведении медико-социальной экспертизы;
- обеспечение ухода, с учетом состояния здоровья, в том числе санитарно-гигиенических услуг;
- содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- организация лечебно-оздоровительных мероприятий (в соответствии с назначениями врача);
- организация квалифицированного медицинского консультирования;
- обучение родителей практическим навыками общего ухода за детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- обучение членов семьи основам социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
4. Социально-правовое направление:
- оказание юридической помощи и индивидуальные правовые консультации для членов семьи по вопросам действующего законодательства, в том числе с использованием телекоммуникационных форм общения;
- организация и проведение тематических семинаров для родителей с целью их правового просвещения по вопросам прав и льгот, предоставляемых семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
- информационно-правовое обеспечение семьи по вопросам правового характера (выпуск информационной литературы: буклеты, брошюры, информационные листы).
Технологии и методики социального сопровождения:
Организация работы службы социального сопровождения предусматривает внедрение современных социальных технологий и методик сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Телекоммуникационные формы общения. Предоставление консультативных услуг дистанционно через сеть Интернет.
2. Психолого-педагогические методики и технологии:
- диагностические программы «Дельфа»,«Мерсибо +»;
- арт-терапевтические методики (изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, логоритмика);
- оккупациональная терапия;
- элементы анималотерапии;
- гарденотерапия;
- интерактивные технологии;
- занятия по развитию познавательной сферы, предметно-манипуляционной деятельности (занятия по методике М.Монтессори);
- аккупациональная терапия;
- арт –терапевтические методики;
- логоритмика;
- мтульттерапия;
- песочная терапия;
- сказкотерапия.
3. Здоровьесберегающие методики и технологии:
- рефлексотерапия;
- элементы гипнозотерапии;
- трансцеребральная микрополяризация;
- динамическая электронейростимуляция;
- ДЭНАС-терапия;
- методика БОС по параметрам ЭМГ «Реамед-М»;
- физиолечение (электрофорез, галоинголяция);
- программа KID RCDI точной оценки развития ребенка в неврологическом статусе;
- водолечение (жемчужные ванны, аромо-ванны);
- гидрокинезотерапия (проведение занятий в бассейне с раннего грудного возраста, гидромассажные ванны с использованием аромотерапии);
- лечебная физкультура по методикам Войта, Бобат (индивидуальные занятия и в группе).
Памятка для родителей "Социальное сопровождение семей с детьми"
ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Анкета по определению потребностей семьи в социальном сопровождении
Индивидуальная программа социального сопровождения

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕГИОНОВ РФ
Дата создания: 14-04-2021
Дата последнего изменения: 10-01-2022